АГРОНОМИЯ
В условиях постоянно пополняющегося сортового ассортимента овощных культур изучение влияния генотипических свойств растений на устойчивость к вредителям и эффективность биологических средств защиты является актуальным еще на этапе селекционного процесса создания новых сортов и гибридов. В экспериментах выявлены существенные различия по устойчивости родительских форм, гибридов и сортов огурца сибирской селекции по отношению к обыкновенному паутинному клещу. При естественном заселении растений и на фоне применения биологических средств защиты были определены относительно устойчивые к фитофагу родительские формы – ЖЛ-4 и ГП-61/б, а также повреждаемые фитофагом в сильной степени образцы отцовской формы – ГФ-7 и материнской линии – ЖЛ-9. Высокий акарицидный эффект Фитоверма был зафиксирован на всех изучаемых сортообразцах, однако наиболее эффективно биопрепарат сдерживал развитие вредителя на растениях относительно устойчивой к фитофагу женской линии ЖЛ-4. Размножение хищного клеща фитосейулюса не зависело от генотипических особенностей родительских форм, сортов и гибридов огурца. Численность акарифага через две недели после выпуска на заселенные паутинным клещом растения увеличилась в 7,8–8,2 раза по сравнению с первоначальным количеством, в результате чего балл поврежденности растений вредителем большинства сортообразцов снижался, а у мужских форм практически не изменялся (ГФ-19) или незначительно увеличивался (ГФ-7). По биохимическим показателям сортообразцы огурца с разной степенью устойчивости к фитофагу различались по содержанию сухого вещества. Неустойчивые к паутинному клещу женские формы ЖЛ-9, ЖЛ-12/1 и сорт Надежда содержали наименьшее количество сухого вещества (5,4%), больше всего сухого вещества обнаружено у женской линии ЖЛ-4, обладающей наибольшей устойчивостью к вредителю (6,0%). Поскольку наследуемые признаки передаются преимущественно материнским компонентом, а отцовская форма усиливает эти свойства, при селекции сортов и гибридов огурца важно оценивать не только урожайность и вкусовые качества, но и степень устойчивости родительских форм к вредителям.
Полевые исследования выполнялись в 2018–2019 гг на базе селекционного севооборота лаборатории селекции твердой пшеницы ФГБНУ «Омский АНЦ», а также на опорном пункте семеноводства в степной зоне в поселке Новоуральский Таврического района Омской области. Опыты в обоих экологических пунктах были заложены по чистому пару. Площадь делянок 10 м², повторность четырехкратная, размещение рендомизированное. Погодные условия в течение вегетационного периода 2018 г. отличались контрастностью как по осадкам, так и по температурному режиму. Формирование зерна происходило в конце августа - начале сентября, что во многом повлияло на качество зерна. В 2019 г. сложились нетипичные метеорологические условия: благоприятные в первый период вегетации и засушливые – во второй (поволжский тип засухи). Проведена оценка продуктивности линий твердой пшеницы по адаптивной способности и стабильности. Представлены научные данные по показателям качества зерна и устойчивости к болезням. Урожайность линий твёрдой пшеницы значительно варьировала в зависимости от агроклиматических условий года и фона выращивания. Лучшие условия для роста и развития генотипов сложились в южной лесостепной зоне Омска, максимальная урожайность отмечена у линий Горд. 08-67-1, Горд. 09-68-1, Горд. 05-12-7(в), Горд. 08-107-5. По всем изученным линиям общая адаптивная способность близка к нулю, что показывает стабильность генотипов во внешней среде. Специфическая адаптивная способность выявлена у линий Горд. 10-33-3, Горд. 10-8-4, Горд. 11- 70-7, Горд. 11-77-8, Горд. 11-99-1. По результатам исследования выделены перспективные линии: Горд. 05-12-7(в), Горд. 08-107-5, Горд. 09-68-1, Горд. 08-67-1. Селекционная оценка перспективных линий проводилась по показателям качества зерна и устойчивости к болезням. Хорошие показатели качества у линии Горд. 11-70-7: масса 1000 зёрен 49,75 г, высокая устойчивость к стеблевой ржавчине (6%). Линия Горд. 09-68-1 по качеству зерна и массе 1000 зёрен лучше сорта Жемчужина Сибири, поражаемость бурой и стеблевой ржавчиной минимальна, что перспективно для селекционной работы. Представляют селекционную ценность, сочетая стабильность генотипа, высокую продуктивность, качество зерна и макарон, устойчивость к болезням, линии: Горд. 05-12-7(в), Горд. 08-107-5, Горд. 09-68-1, Горд. 08-67-1, Горд. 11-70-7, Горд. 11-99-1.
Приведены результаты полевых исследований за 2017–2019 гг. фотосинтетических показателей люцерны в зависимости от типа азотного питания и симбиотической активности посевов. Опыты с люцерной синегибридной проведены в экологических условиях предгорной зоны Республики Северная Осетия–Алания на черноземах выщелоченных с близким залеганием галечника. Сравнивались минеральный и симбиотрофный типы азотного питания растений люцерны. Использовались минеральные азотные удобрения и биопрепараты на основе ризобий. В естественных условиях (контрольный вариант) посевы формировали фотосинтетический потенциал от 1701,3 тыс. м²·дней/га в год посева до 3624,3 тыс. м²·дней/га в посевах второго года жизни. Показатели посевов третьего года жизни имели промежуточные значения между первым и вторым годами пользования посевами. Эффект от стартовых доз азотных удобрений проявился только в год посева на ранних стадиях, когда симбиотическая система еще недостаточно развита и малоактивна. При оценке среднегодового показателя фотосинтетического потенциала стартовые дозы азота дали преимущество всего 1,6%. Максимальный положительный эффект обеспечила предпосевная инокуляция семян активными штаммами клубеньковых бактерий, при этом высокогорные штаммы ризобий были более эффективны. Среднегодовой показатель фотосинтетического потенциала по вариантам опыта находился в пределах 2699,1–3189,4 тыс. м²·дней/га, увеличиваясь по мере улучшения азотного питания. Инокуляция семян высокогорными штаммами клубеньковых бактерий увеличила фотосинтетический потенциал до максимальных значений, или на 18,2%. В этом же варианте, а также в варианте со стартовой дозой азота были достигнуты максимальные значения чистой продуктивности фотосинтеза, которые превысили показатели контрольного варианта на 0,09–0,11 г/м²·сут.
Естественные сенокосы в пойменных (заливных) лугах – источник кормов высокого качества для животноводства. Благодаря ежегодному наносу ила и семян растений данные агроценозы способны самоподдерживаться и самовосстанавливаться. Однако интенсивное использование истощает даже их. Так, средняя урожайность сена упала с 3,5–4,0 до 1,2–1,5 т/га. Возвращение части элементов минерального питания, а также применение различных микроудобрений и стимуляторов роста должно вернуть урожайность пойменных лугов до уровня естественного биологического состояния. В Институте агробиотехнологий ФИЦ Коми НЦ УрО РАН (Республика Коми, г. Сыктывкар) были разработаны и испытаны на пойменных лугах р. Сысола и Вычегда варианты с применением минеральных удобрений (Р45К45+N30 и Р45К45), двух видов микроудобрений (бор и молибден), трех стимуляторов роста (Вэрва, Эпин-экстра, Гумат) и двух препаратов на основе пектиновых полисахаридов с предполагаемым стимулирующим эффектом (PAo и HSw). Были рассмотрены также различные комбинации данных вариантов. Исследования проводились на трех опытных участках в 2008–2010; 2013–2015 и 2016–2018 гг. В результате исследований установлено, что пойменные луга, интенсивно использующиеся в качестве сенокосов, наиболее нуждаются в восполнении питания фосфором и калием. Внесение различных микроэлементов и стимуляторов роста в чистом виде увеличивало урожайность на 30–40 % при сопоставимом энергетическом коэффициенте и более низкой энергоемкости корма. Из всех рассмотренных приемов наиболее эффективным оказался вариант с применением препарата Вэрва совместно с полной дозой минеральных удобрений. Использование данного способа позволило повысить урожайность в 2 раза, обеспечило максимальный сбор кормовых единиц – 1,5–2,3 тыс./га. При этом энергоемкость корма была на 20 % ниже, чем в контрольном варианте.
Для регионов с ярко выраженными контрастными погодными условиями, каким является Западная Сибирь, селекция овса должна иметь ярко выраженную адаптивную направленность. Адаптивный сорт обладает экологической пластичностью, сочетает стабильно высокую продуктивность с качеством зерна. Цель исследования – многолетнее изучение набора сортов овса в условиях южной лесостепной зоны Омского региона по параметрам экологической адаптивности, вычисленным по признаку сбора белка с единицы площади. Экспериментальная часть работы проводилась в течение 2013–2018 гг. на опытных полях Омского АНЦ (южная лесостепь, г. Омск). Содержание белка в зерна овса определяли по Плешкову. В среднем за период исследований сбор белка пленчатых и голозерных сортов овса не имел существенных различий и составил 408,8 и 407,4 кг/га соответственно. Превышали стандарт по сбору белка сорта Тарский 2, Уран, Факел и Сибирский Геркулес на 14,1–71,5 кг/га в среднем за период исследований. Рассчитаны следующие параметры адаптивности: устойчивость к стрессу (Ymin+Ymax) компенсаторная способность (Ymin+Ymax)/2 по Rossielle, Hemblin; коэффициент экологической пластичности (O) по Баранскому; коэффициент вариации (V) и коэффициент выравненности (В) по Доспехову; показатель уровня стабильности сорта (ПУСС) по Неттевичу; коэффициент отзывчивости на благоприятные условия выращивания (Кр) по Зыкину; индекс экологической пластичности (ИЭП) по Грязнову; ко Cэффициент адаптивности (КА) по Животкову. Всесторонняя оценка сортов овса ярового с учетом меньшей суммы рангов позволила выделить следующие сорта, наиболее приспособленные к формированию высокого уровня сбора белка в условиях южной лесостепной зоны Омского региона: стандартный сорт пленчатой группы Орион, сорт Уран (сумма рангов – 37 и 36), а также стандарт голозерной группы Сибирский голозерный (сумма рангов – 72).